Описания от FTDNA по анализам ДНК генеалогии

13 июня 2016 - Администратор

Напомню, что FTDNA – американская коммерческая компания, лидер по тестированию ДНК на гаплогруппы, субклады и гаплотипы, выполняя заказы как по Y-хромосомной ДНК, так и мтДНК. Здесь понятие лидер несет многоплановое значение – это и по продолжительности работы на рынке, и по известности в мире, и по количеству предоставляемых услуг, и по финансовому обороту. FTDNA делала и продолжает делать огромную по важности работу, и любая критика ее исполнения должна это учитывать. Разумеется, у FTDNA бывают сбои в работе, бывают ошибки в результатах тестирования, несмотря на их многослойную (как они утверждают) защиту, бывают затяжки в исполнении заказов, но это практически неизбежные моменты в работе любой подобной компании.
 

 
Но, выставляя заказ в FTDNA, надо понимать, что следует ожидать от получаемых результатов. Строго говоря, что заказал, то и получил. Не больше того. В общем, как и в любом бизнесе. Ничего личного, просто бизнес. Мне нередко присылают сертификаты и описания, полученные от FTDNA, спрашивая, как я к ним отношусь. Эта статья – попытка донести мое отношение к основному продукту FTDNA – тем самым сертификатам и описаниям. Вот и сейчас – буквально сегодня прислали результаты тестирования, в виде сертификата на 111-маркерный гаплотип и описания гаплогруппы, и попросили прокомментировать. Сам сертификат показывает те самые 111 аллелей, и сообщает, что «Если ваши аллели в каждом из 111 локусов полностью соответствуют аллелям другого человека, тогда у вас общий гаплотип». Гаплогруппы в сертификате нет. Для того, чтобы ее узнать, надо зайти в «личный кабинет» на сайте FTDNA, и найти там это самое описание. Оно занимает в данном случае девять страниц. Посмотрим, что там есть, и что в нем того, что относится именно к заказчику.
 

Первая часть называется «Наука вашей отцовской линии», она занимает первую страницу. Там – общие сведения о том, что «ваша Y-хромосома наследуется по прямой отцовской линии», на конкретном гаплотипе объясняется, что такое STR-маркеры, правда, гаплотип при этом показывают не заказчика, а тот, что показывают в описаниях, рассылаемых всем, под копирку. Заканчивается эта часть тем, что «Таким образом, используя схожесть результатов, можно оценить, насколько близкая родственная связь существует между двумя мужчинами».
 
Следующая страница – тот самый сертификат. Хорошо. На следующих четырех страницах в описании идет раздел «гаплогруппа». Персонального для заказчика там одна строка с небольшим. Строка начинается со слова «Предположительно», и сообщает, что предположительно у заказчика гаплогруппа I1. Иначе говоря, тест на гаплогруппу не делали, ее определяли по виду гаплотипа. Сделать это для опытного взгляда действительно не сложно. Дело в том, что гаплогруппа I1 относительно недавно, примерно 3700 лет назад, прошла бутылочное горлышко популяции, то есть «обновилась», и тот, кто в этой гаплогрупе выжил и дал выжившее потомство, стал общим предком всех современных гаплотипов данной гаплогруппы. Поэтому все современные гаплотипы относительно похожи друг на друга, и имеют в целом одни и те же характеристики, в виде похожих аллелей, которые иногда называют «подписью». Ничего этого, конечно, в описании из FTDNA нет – ни того, что гаплогруппа фактически обновилась в середине II тыс. до н.э., ни того, что по этой причине гаплотипы похожи больше, чем гаплотипы во всех других гаплогруппах. Нет и того, что гаплогруппа I1 в этом отношении – самая «молодая». На это указывает и впечатляющая симметричность дерева из почти тысячи 111-маркерных гаплотипов этой гаплогруппы:
 


Дерево из 968 гаплотипов гаплогруппы I1-M253 в 111-маркерном формате. Общий предок всего дерева жил 3686±369 и 3618±363 лет назад, как рассчитано на калькуляторе Килина-Клёсова для 111- и 67-маркерных панелей, то есть между ними всего 1.9% разницы. Естественно, эти датировки следует округлить, например, до 3700±370 и 3600±360 лет назад.
 
На дереве видны несколько более молодых ветвей, высота которых заметно меньше, чем остальных ветвей. В ветвях и сосредоточены более родственные гаплотипы, особенно в относительно недавних ветвях. Их несложно найти при анализе гаплотипов, и найти, когда жил общий предок любой группы «родственников», в том числе заказчика гаплотипа в FTDNA. Ничего этого, конечно, в описании из FTDNA нет.
 
А что там есть, на четырех страницах раздела «гаплогруппа»? Там, в основном, некие легенды, большинство из которых не имеет никакого научного подтверждения. Они рассылаются «под копирку» носителям гаплогруппы I1, и создают некое поле легенд. Происходит это потому, что сотрудники или консультанты FTDNA не хотят или не могут анализировать конкретный гаплотип заказчика – да и в самом деле, заказа такого не было, чего стараться? И не могут они, знаний таких нет. Поэтому проще что-то сочинить, выдать за знание и разослать. Например, что «род I1 (M253) зародился где-то в Центральной Европе около 20 000 лет назад», хотя уже давно показано по снипам, что это было примерно 27500 лет назад (https://www.yfull.com/tree/I1/), где этот род зародился – неизвестно, и наиболее древние ископаемые ДНК гаплогруппы I1-М253 найдены в Швеции, c археологической датировкой 7013±76 лет назад, но это уже после ледникового периода. То, что род I1 зародился «в Центральной Европе» – таких данных решительно нет. Более того, там же есть уточнения, что «род I1 зародился, скорее всего, в северной Франции». Откуда они это взяли – можно просто диву даваться. Видимо, потому, что во Франции нашли ископаемые гаплотипы, но не I1, а I2a, и не на севере Франции, а на юге. Остальное, как гласит популярный анекдот, всё верно.
 
Дальше – в таком же стиле – «Спустя 7000 лет люди из рода I1 восприняли от вторгшихся индоевропейских племен германский язык». Так и осталось неясным – с какого времени отсчитывались те 7000 лет, что за «вторгшиеся индоевропейские племена», откуда они вторглись, и почему у них был германский язык. Если это племена гаплогруппы R1a, то они там никуда не вторгались, во всяком случае, науке это неизвестно, они перешли из Европы на восток, на Русскую равнину, и они говорили на арийских, а не на германских языках. Никто не знает, на каких языках говорили те люди гаплогруппы I1, которые жили в Скандинавии 7000 лет назад, или на западе Франции 5000 лет назад. «Примерно 3000 лет назад люди из ветвей рода I1 заселили Скандинавию». Опять непонятно, откуда это. Согласно данным по ископаемым ДНК, носители I1 жили там еще 7000 лет назад, см. выше. Между 4500 и 4000 лет назад носители гаплогруппы I1 из Европы практически пропали, и появились примерно 3700 лет назад, где – неизвестно. Структура гаплотипов I1 и время жизни общего предка одинаково по всей Европе, вплоть до Башкортостана, и где этот общий предок появился – неизвестно. Наибольшая плотность носителей гаплогруппы I1 сейчас действительно наблюдается в Скандинавии – в Швеции 37%, в Готланде 50%, в Дании 34%, Норвегии 32%, в Северной Германии 19%, в Голландии и Восточной Германии – 17%. Но наибольшая плотность – это далеко не обязательно место появления гаплогруппы. Например, гаплогруппа R1b появилась в Южной Сибири, а ее наибольшая плотность – у басков, 85%, и в Ирландии, 81%.
 
Так что все эти сведения у FTDNA – «по понятиям», как принято у попгенетиков. Задача-то понятна – надо же чем-то заполнять сведения для заказчиков. Дальше – больше, оказывается, викинги были носителями именно гаплогруппы I1, и они были «русы», «скандинавские мореходы-язычники». Вообще-то викинги были разбойниками, а разбойники определенной гаплогруппы не имеют. Например, среди викингов, нападавших на Британские острова, и в особенности на Шотландию и Ирландию, было много носителей гаплогруппы R1a-Z284, и именно оттуда на Островах имеется немало потомков этой гаплогруппы. Например, в Ирландии носителей I1 – 6%, R1a – 2.5%, I2b – 5%. В Шотландии, сответственно, 9%, 9% и 4%. Так кто были викинги по гаплогруппе?
 
Пошли дальше, FTDNA неистощима на фантазии, рассылаемые заказчикам. Оказывается, носители гаплогруппы I1 открыли Гренландию и (Северную) Америку, еще за 500 лет до Колумба. Оказывается, носители гаплогруппы I1 в качестве викингов ходили в земли славян, которые назвали их варягами, носителей гаплогруппы I1 славяне приглашали в наемные дружины. В общем, FTDNA активно использует прописи «шведской информационной войны», только у них норманны – это носители гаплогруппы I1. Не потому ли у русских всего 5% гаплогруппы I1, меньше, чем гаплогруппы R1b (6%) и N1c1 (14%)? 5% гаплогруппы I1 – это меньше, чем в Бельгии, Австрии, Хорватии, Черногории, Чехии, Англии, Эстонии, Франции, Германии, Северной Греции, Северной Италии, Венгрии, в Латвии, Литве, Польше, Словакии, Сербии, Словении, а в самой России их больше всего у чувашей, мордвин и татар (по 7-8%) – это что, тоже викинги принесли? А ведь это именно за счет этих народностей в России содержание I1 находится на уровне 5%. Не за счет мифических «викингов гаплогруппы I1». Согласно FTDNA, даже слово «рус» у русских – от викингов. Цитирую – «Так люди рода I1 дали имя целому народу». Советую вместо этой ерунды почитать работы Л.П. Грот, в которых показывается, что слово «рус» у предков современных русских появилось намного раньше «викингов», ссылка.
 
Еще несколько страниц посвящено картам, на которых гаплогруппа I1 выходит в виде своих предков из Африки, и прямиком в Скандинавию. Наконец, последний раздел, размером в страницу, называется «Совпадения в генеалогии». Там – общие слова и небольшая табличка. Она показывает, что если у 111-маркерного гаплотипа имеется «1 шаг», то общий предок жил не менее 3 поколений назад с вероятностью 50%, не менее 6 поколений с вероятностью 90%, и не менее 7 поколений с вероятностью 95%. Правда, 1 шаг от кого или чего не обозначено, можно только догадываться, что, наверное, от другого 111-маркерного гаплотипа. Но это уже неважно, так как я себе плохо представляю, чтобы кто-то за всю историю FTDNA эту таблицу использовал. Ну представьте себе, чтобы кто-то, сравнив два 111-маркерных гаплотипа, и найдя между ними одну мутацию, серьезно сообщил другому, что «с вероятностью 50% наш общий предок жил не менее трех поколений назад, а с вероятностью 95% – не менее семи поколений назад». Мало того, что это совершенно неинформативно, но еще и неверно. При одной мутации между гаплотипами общий предок мог жить и одно поколение, и два, и три, и больше поколений назад. Оборот «не менее» здесь категорически неверен. Мутации – события вероятностные, где одна мутация, там вполне могло быть и ни одной. Гаплотипы с одной, двумя или тремя мутациями между ними вообще сравнивать практически бесполезно. Это все равно, что бросить монету три раза, и верить в то, что определишь вероятность выпадения орла или решки.
 
Это видно из расчетов в рамках ДНК-генеалогии. Одна мутация между двумя гаплотипами дает в среднем 1/0.198 = 5 условных поколений между ними, то есть 125 лет, но это в среднем, при повторении желательно нескольких десятков таких перекрестных сравнений. При одном сравнении получается, что общий предок жил 125±125 лет назад, то есть от нуля до 10 поколений назад, с надежностью 68%. Нуль, понятно, здесь смысла не имеет, потому и расчет формальный. Но «не менее» стольких-то поколений смысла вообще не имеет.
 
Предпоследний раздел – «Ваши совпадения в базе данных FTDNA». Здесь указано – и это практически первая «персональная» информация – «В базе данных найдено 79 совпадений по 67 маркерам», и далее «В базе данных найдено 185 совпадений по 37 маркерам, 403 совпадения по 25 маркерам». Страны – Англия, Швеция, Финляндия. Эти «совпадения» – конек FTDNA. На самом деле они практически бессмысленны. Кстати, «совпадения» – это от полного совпадения до шести мутаций по отношению к сравниваемому гаплотипу. Как должно быть ясно, если есть 79, 185 или 403 совпадений, да еще по разным странам, то это уже «родственниками» не объяснить. А причина проста – гаплогруппа I1 достаточно молодая, ей, как отмечалось, всего 3700 лет до общего предка всех современных гаплотипов, и поэтому похожих гаплотипов множество, ведь протестированы тысячи носителей I1. Вообще если общий предок жил 3700 лет назад, то от его 67-маркерного гаплотипа у всех современников, носителей той же гаплогруппы, в среднем наблюдается 16 мутаций от предкового гаплотипа. Проверка: 16/0.12 = 133 → 154 условных поколений, то есть примерно 3850 лет. 15 мутаций дадут 15/0.12 = 125 → 143 условных поколений, то есть примерно 3575 лет до общего предка. С шестью мутациями и меньше окажутся миллионы гаплотипов. Поэтому эти списки никакой толковой информации не несут, если не окажется гаплотип с какой-то уж очень необычной мутацией. Но этого, конечно, в рассылке FTDNA нет.
 
Вот, собственно, и все, что FTDNA рассылает своим заказчикам. Заключительных выводов делать не буду, думаю, каждый их для себя уже сделал.
 
Анатолий А. Клёсов,
доктор химических наук, профессор

 

 

По статье http://pereformat.ru/2016/06/ftdna/

Похожие статьи:

ДНК-генеалогияКультура колоколовидных кубков

ДНК-генеалогияЛаборатория ДНК-генеалогии работает

ДНК-генеалогияДревние арии

ДНК-генеалогияИнформационная война против славян и русских

ДНК-генеалогияРасчетные методы в ДНК-генеалогии

Рейтинг: +1 Голосов: 1 505 просмотров
Комментарии (1)
Гриша Л # 23 июня 2016 в 19:56 0
Да лучше в нашей Российской лаборатории ДНК генеалогии сделать описание, а не в этой Америке.